Школа, ах эта школа… Я не просто затрагиваю эту тему, эта тема о здоровье школьника волнует меня очень давно. Я сама учитель, преподаватель. Только мой предмет связан с физкультурой. И сейчас занимаясь со студентами университета, приходиться на уроках физкультуры преподавать «азы» школьной программы. Не хвалясь, мои ученики еще со школы, а потом работая в училище, колледже, лицее, при встрече всегда с благодавностью говорят о уроках физкультуры. Многие хотят обняться, останавливаясь и выходя из машины, пожелать здоровья и спросить о нём.Здоровье детей в школе

В школе высокие требования к дисциплине — дети должны ходить по струнке даже на переменах. А дети подвижные, и нередко за очередное нарушение учительница в качестве наказания заставляет детей простоять в углу урок. Выгнать она из класса не имеет права. Ребенок не слушается, часто вскрикивает, что-то бормочет. Здоровье детей в школе

Для нас родителей как для бабушек и дедушек здоровье ребенка важнее его успеваемости. С каким восторгом дети идут   в первый класс! А через какое-то время говорит: «Не хочу ходить в школу». Мне кажется, что эта проблема касается многих.

Приходя в университет наши дети не знают как помочь себе, если болит шея при долгом сидении возле компьютера, или избавиться от боли в спине, какие упражнения помогают в том или ином случае. И начиная с первого курса приходиться разучивать упражнения, которые им пригодяться в будущем, в дальнейшей жизни.Здоровье детей в школе

Здоровье важнее всех жизненных благ. Вот и в российской педагогике появились специалисты, которые заявили: отличник — это не обязательно чахлый «ботаник» в очках, освобожденный от физкультуры. Можно стать здоровым отличником!Здоровье детей в школе

В Москве и других регионах есть школы-лаборатории, где здоровье детей к концу обучения не только не ухудшается, а наоборот, улучшается. Дети сохраняют зрение и осанку, становятся сильными и самостоятельными.

Их эмоции и способность воспринимать большие потоки информации — в гармонии. Включаются скрытые резервы человеческого организма, которые в обычных школьных условиях используются очень мало или просто подавляются. Дети получают самый главный в жизни навык — умение быть здоровыми. В таких классах не существует проблемы дисциплины, потому что детям интересно учиться.Здоровье детей в школе

Естественное состояние души ребенка — движение. Он активен, любознателен и постоянно ищет возможность двигаться. А что делаем мы, взрослые?

«Петя, Дима, Ваня сиди смирно!» Давайте подумаем, как мы с вами учились. Мы все выросли в «обездвиженности». Парты в школе, хорошо, если еще по росту, а если как я и как мой муж высокие, как мои дети с детства выше своих сверстников не на одну голову… Дома стол письменный это хорошо, а если уроки на корточках, на полу, на обеденном столе на кухне…

Движение заложено в нас самой природой. Около 650 мышц тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга!

Мы тормозим самое важное для ребенка — развитие. Может, поэтому огромное число наших детей усваивают знания формально и их грамотность падает из года в год.

В среднем дети пяти — восьми лет могут интенсивно, без перерыва, учиться в течение пяти минут, но не более. Дети десяти  лет — в течение десяти минут, юноши и девушки — в течение максимум пятнадцати минут. После этого должна обязательно следовать пауза. Чем ее заполнить?

Я бы предложила учителям всех звеньев в течение урока несколько минутных физкультпауз с разной направленностью. Например, несколько простых упражнений для расслабления мышц спины, глаз, пальцев, мышц ног.

Владимир Базарный предложил простое решение — следовать Природе. Воссоздать в школьных условиях «…многообразный, цветной, движущийся мир». Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы — режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение всего занятия. Вместо сухих страниц учебника — экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, — поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедрение тренажеров, повышающих активность ребят, заставляющих их быть все время в действии.

Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз. Для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью — парты. Часть урока ученик сидит за партой, а часть стоит  в носках, на массажном коврике (для профилактики плоскостопия). Обычно дети меняют позу через 15- 20 минут.

Сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины из них отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров первоклассников говорят о том, что здоровыми можно считать 20-25% детей. Лишь 10% выпускников российских школ можно назвать здоровыми.

Я преподаю в университете, и к нам приходят после школы со справками, дети отвыкли заниматься спортом, заниматься физкультурой. На уроках физкультуры в школе многие сидят в раздевалках и играют в игры. Учителя вместо урока физкультуры в начальной школе лучше проведут лишний урок математике или другой предмет. Учителя не хотят переодеваться на урок. А так как у многих не хватает часов, они берут всё подряд, включая физкультуру.

Находясь в обычной школе, дети практически не растут, а за летние каникулы «вымахивают» так, что первого сентября учителя их не узнают. Такая «скачкообразность» негативно сказывается на развитии нервной и сердечнососудистой системы. Наблюдение за детьми, проводящими большую часть дня в движении, показало: они растут равномерно, развиваются гармонично, рост почти всех мальчиков к выпуску из школы достигает 180 см.

Владимир Базарный убежден, что «ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска…» Вот поэтому его система возвращает детям весь диапазон запахов, звуков, цвета…

Городские дети живут и учатся в замкнутых пространствах. «Коробка» квартиры, детского сада, школы. Перед глазами книга, доска, телевизор, компьютер.

Задействовано только ближнее зрение, отсюда и близорукость. Ребенку же необходим режим дальнего зрения, чтобы воспринимать как можно более полную картину окружающего мира.

Опять же обратимся к урокам  В.  Базарного. Экологический букварь — это натянутое на стену полотно. Служит основой для наглядного материала по теме урока. На нем может быть изображен сельский пейзаж, берег реки с лесными деревьями на фоне голубого неба, дорога в поле, ведущая к виднеющемуся вдали селу. Сюжеты меняются в зависимости от времени года и потребностей изучаемого предмета. Готовясь к уроку, учитель включает элементы экологического полотна в учебный материал.

Изучая материалы разных педагогов, мне очень понравился метод для тренировки зрения. На потолке класса рисуются, например, зеленый и красный круги, черная восьмерка со стрелочками.

По заданию учителя, несколько раз в день ребята водят глазами по линиям — это и игра, и зрительная тренировка одновременно.

В верхних углах класса — цветные фонарики, вспышки которых нужно «поймать» хлопком ладоней. На тонкой леске, на высоте двух метров от пола крепятся небольшие крестовины с крючками, на которые учителя вешают наглядный материал для урока. В некоторых школах используют специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы.

Серый фон книжного текста утомителен, и для переключения внимания включаются импульсивные цветовые вспышки. Неудивительно, что после двух лет учебы по технологии Владимира Базарного все, кто прежде носил очки, о них не вспоминают.

Педагоги, подхватившие идеи Базарного, находят множество способов в игровой форме раскрепостить детей, снять напряжение: это и физкультминутки, и аутотренинг, и точечный массаж, и цветотерапия, и прослушивание классической музыки, и хоровое пение.

Владимир Базарный вернул первоклашкам чернильницы и перо. Уже доказано, что ребенок, в раннем возрасте выработавший красивый почерк, будет многое в своей жизни делать качественно и без напряжения.

Я не говорю о том, что нужно в точности повторять методику этого или другого педагога, но учителям, которые пошли учить детей необходимо знакомиться с разными методами образования. И не только знакомиться, а применять все новшества на своих уроках.

Один из спорных на сегодня моментов в его методике — раздельное обучение. В истории педагогики уже существовали женские и мужские школы. От них отказывались и возвращались вновь. Сейчас речь идет об обучении мальчиков и девочек в одной школе, но в отдельных классах.

Мозг мальчиков и девочек устроен по-разному.  Учить их тоже нужно не одинаково. Они даже свободное время проводят по-разному — мальчики и борются на ковре, бегают, прыгают,  девочки делают куклам прически. Но при этом они не изолированы друг от друга — общаются на переменах, вместе ездят на экскурсии, участвуют в праздниках.

Почему ребенок непослушен? В раннем возрасте ребенок беззащитен. Он безропотно переносит стрессы, унижения, депрессию и в лучшем случае реагирует простым «непослушанием». И платит, платит своим здоровьем и своим будущим. Мы, взрослые, за него выбираем образ жизни, а значит, решаем его судьбу.

А почему бы в школе не проводить уроки знакомить детей с различными профессиями? Вы скажите, знакомим. А почему же дети, закончив одно учебное заведение, работают по другим специальностям? Примеров я только знаю десятки, если не больше. Но мы уже отклонились от темы.

А главное для нас родителей и будущего поколения детей быть здоровыми, оставаться здоровыми, а значить, больше двигаться.